В последнее время тема Украины не сходит со страниц иностранной прессы. Один из инфоповодов – продажа компании «Мотор Сич» китайским инвесторам и реакция на сделку США. Эти, а также другие важные вопросы отношений Украины и КНР мы подняли в беседе с Игорем Литвиным – Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Китае (1999-2004 гг.).
- Расскажите, пожалуйста, о своем недавнем визите в Китай. На какие тренды Вы бы советовали обратить внимание украинским предпринимателям?
- Всем нужна высокотехнологичная продукция – это заметный тренд современности. Речь везде идет о высоком качестве, высокой функциональности. Скажем, если брать сельское хозяйство или пищевую отрасль, то пользуются спросом экологически чистые продукты. Тем более что Компартия Китая издала соответствующую установку: китайский народ должен потреблять больше так называемой «зеленой», то есть органической продукции. Мы стараемся соответствовать такому спросу. Например, на недавней выставке «Китай – Северо-Восточная Азия», которая проходила в городе Чанчунь (административная столица провинции Цзилинь), украинские компании-производители, входящие в состав или сотрудничающие с Украинско-Китайским деловым советом (ucbc.org.ua), представили около 90 отечественных брендов эко-продукции.
Еще один тренд нашего времени – технологическое ведение бизнеса, ведь сейчас все решают современные технологии, цифровая экономика и финансы. Есть специальные финансовые и бизнес онлайн-платформы для выхода на китайский рынок. К примеру, наши шанхайские партнеры предложили такую платформу для выставки China International Import Expo, когда участники, не находясь на мероприятии, могли представить свою продукцию виртуально. В то же время наши специалисты сейчас тестируют цифровые мета-платформы поддержки предпринимательства, в частности малого и среднего бизнеса, медицинского обслуживания и реформации всей области здравоохранения, последняя из которых – Межгосударственная платформа поддержки инноваций.
Опять же, еще один тренд – это торговля онлайн. В Китае количество продаж в онлайн-системе скоро сравняется с офлайн. Только система WeChat охватывает более 500 млн человек. Если нам удастся ухватиться за этот тренд, то мы будем впереди всех конкурентов. А если учесть, что украинские ИТ-специалисты в тройке лучших в мире, то мы должны воспользоваться этим и активно предлагать китайцам наши бизнес-решения.
- Игорь Антонович, как можно сегодня охарактеризовать политические и деловые отношения Украины и Китая?
- Вопрос очень сложный. База политических отношений у нас заложена замечательная: у нас сотни две документов правовой базы. У нас урегулированы практически все вопросы, кроме зоны свободной торговли. Сейчас действует формат стратегического партнерства, ратифицирован договор о дружбе и сотрудничестве (т.н. Большой договор). С этой стороны все отлично!
Но с другой – есть определенные провалы в том, что касается контактов на высшем государственном уровне. Так, когда Виктор Ющенко был президентом, то за пять лет ни разу не посетил Китай. Петр Порошенко встретился с китайским лидером дважды по полчаса – на Вашингтонском саммите по безопасности и на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Я считаю, что это провал! Экс-министр иностранных дел за 5 лет своего правления приехал как-то на пару дней в Пекин, и мы надеялись, что идет подготовка президентского визита. Консультации состоялись, но ничего не произошло! Поэтому, учитывая все выше сказанное, нельзя быть в восторге от наших политических отношений.
Ведь были другие времена, когда наши президенты регулярно встречались. Китайцы всегда отвечают адекватно: вы не поехали к нам пять лет – мы не поедем к вам десятилетие! Когда я работал послом Украины в Китае, то организовал визит Председателя КНР Цзян Цзэминя в Украину в 2001 году. Следующий Председатель КНР Ху Цзиньтао посетил Украину только через десять лет! Сейчас уже 2019 год и никакого президентского визита, ни с одной, ни с другой стороны, никаких шагов в этом направлении не наблюдается.
Конечно, жаль, что действия нашей предыдущей власти позволили создать вакуум этой активности. Тем более что с китайцами невозможно построить отношения, если вы не являетесь их другом. И этот вакуум пока заполняется деятельностью нашего Делового совета. Я, учитывая мой статус и дипломатический опыт, являюсь частым гостем в международном отделе ЦК Компартии Китая, Центра экономического сотрудничества при МВ ЦК КПК и других соответствующих структурах. Но так не должно быть! Это должны быть соответствующие уровни – президентов, премьеров, министров! Они обязательно должны встречаться, поскольку у нас стратегическое партнерство!
По официальным данным, товарооборот между Украиной и Китаем в прошлом году достиг 8,8 миллиарда долларов. Учитывая возможности обеих стран – это много или мало? И над чем именно нужно поработать?
Планка в 10 млрд долларов была анонсирована в 2013 году. Тогда в ходе президентского визита были все основания ожидать роста. Но товарооборот начал снижаться, было даже 6 млрд… Сейчас ситуация выравнивается, но потенциал огромен: 20-30 млрд – это вполне реальная цифра!
Но для этого нужно быть в тренде мировой торговли, более активно привлекать наше руководство к контактам на высшем уровне, ведь все хотят уважения к себе. Когда приезжают и встречаются президенты, то берут с собой отряд бизнесменов, что способствует заключению контрактов. У нас почему-то этот рычаг не используется. Если бы был хоть один визит, подготовлены соответствующие контракты и соглашения на огромные суммы, соответственно были бы решены многие вопросы углубления и улучшения отношений. Это весомый фактор, и я не понимаю, почему он не используется.
Кроме того, нужно наконец-то решить вопрос создания в Китае Торгового представительства Украины, открыть представительство Офиса Торговой промышленной палаты Украины, увеличить присутствие украинских компаний на китайском рынке.
- Какие отрасли больше всего интересуют китайских инвесторов?
- Как видим по делу «Мотор Сич», на первом месте авиапром – очень привлекательная отрасль для китайских бизнесменов, а также другие высокотехнологичные отрасли; далее следует ИТ (информационные технологии), безусловно, сельское хозяйство, в частности выращивание зерновых культур, поставки мясной продукции.
Китайских инвесторов сейчас интересуют и земельные участки, связанные с ближайшей инфраструктурой (логистической или транспортной), чтобы организовывать совместные или со 100% китайским капиталом промышленные (технологические) зоны или индустриально-технологические парки. Соответственно, чтобы там построить инфраструктуру и предложить китайским компаниям производить продукцию, приближая ее к европейскому потребителю через ассоциацию нашей страны с ЕС.
Я точно знаю, что есть такие инфраструктурные проекты с размещением у портов. Они очень привлекают китайцев, похожые предложения поступали, в частности, по каналам Украинско-Китайского делового совета (создан в 2010 году в качестве единой официальной платформы по взаимодействию деловых кругов Украины и Китая в соответствии с Соглашением между Торгово-промышленной палатой Украины и Всекитайским Советом содействия по международной торговле, является органом ТППУ).
Также китайских бизнесменов интересовало бы выращивание зерновых культур, которые могут быть использованы для кормов крупного рогатого скота. В Китае такая ситуация: мало земли, уже все засеяно, экстенсивный путь невозможен, интенсивный путь развития себя уже исчерпал (лимит обработки земли химикатами достигнут), то есть отсутствует сам фактор повышения урожайности. У нас без ГМО вырастают замечательные зерновые на черноземах. Поэтому и регулярный большой спрос на зерновые, выращенные в Украине.
Потенциальных китайских инвесторов может также заинтересовать возможность обустроить на этих землях пастбища для рогатого скота и свиней. У них сейчас наблюдается дефицит свинины и говядины.
Еще одна интересная сфера для китайцев – транспортно-логистические проекты. Как вы знаете, есть много транспортных компаний, которые по морю возят к нам большие грузы, однако в обратную сторону, в Китай, эти контейнеры идут пустые, поэтому компании были бы заинтересованы загрузить их зерном, углем и т.д.
- Что именно Украина может поставлять в Китай?
- В Украины все еще статус сырьевой базы, к сожалению. Отлично продается металлургическое сырье (руда, концентрат, шлак), металл в слябах, янтарь. Конечно, хороший спрос на сельхозпродукцию.
Вообще, по аграрной продукции у нас пока что всего несколько наименований, которые разрешены для экспорта в Китай – кормовая кукуруза, ячмень, соя, молочные продукты, подсолнечное масло, шрот подсолнечника… Ни пшеницы, ни муки в списках продуктов разрешенного экспорта нет. Мы, однако, поставляем пшеницу некоторым китайским компаниям-посредникам, которые продают продукт дальше – Северной Корее. У нас в стране есть Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, которая согласовывает выход продукции из Украины на китайский рынок, но годами нет нашей пшеницы в Китае, хотя спрос есть.
Также в очереди на экспорт различные фрукты-ягоды, ведь у нас большой резерв, чтобы увеличить поставки.
- Ранее у нас шла речь о визовом барьере для китайских бизнесменов. Улучшилась ли сегодня ситуация в данном вопросе?
- Не только бизнесмены – вообще граждане КНР, вплоть до 2013 года, рассматривались украинскими соответствующими структурами в качестве потенциальных нелегальных мигрантов. И это притом, что Украина и Китай с июня 2011 года – стратегические партнеры. Для каждого китайского гражданина (исключая владельцев дипломатических и служебных паспортов), который стремился получить украинскую визу, было обязательно индивидуальное интервью с консулом и согласование его кандидатуры с СБУ. Эти времена уже в прошлом: китайские граждане не должны приходить на собеседование, а консулы – согласовывать с СБУ, но есть инерция: до сих пор, исходя из правил предосторожности, проверяют на всякий случай. Это, конечно, тормозит темп в оформлении виз.
За это время, в том числе и по нашей инициативе, был принят ряд Указов Президента Украины и утверждены соответствующие изменения в регулирующие документы Кабмина, открылось консульское обслуживание в аэропорту Борисполь, портах нескольких других городов.
С января этого года заработала электронная виза. Теперь китайские туристы могут подать заявку, вопрос решается в срок до 10 дней, раньше было до месяца. Мы надеемся, что, наконец, будет введено в регулирующие документы само понятие «групповая виза», а также введен специальный режим групповых поездок.
Только представьте, китайцы за год оставляют во время путешествий около 10 млрд долларов. С этого года, согласно рекомендациям руководства Компартии Китая, количество китайцев, которые должны «познавать мир и нести информацию о Китае», должно составлять 700 млн ежегодно! То есть речь идет о 30-40 млрд долларов – именно столько туристы с Поднебесной будут оставлять денег в странах, куда путешествуют.
Если посчитать, сколько китайцев посетили Украину в прошлом году – это 20-25 тысяч человек. Если же говорить именно о туристах, то их количество, по подсчетам, например, известной туристической компании Pan Ukraine, составляет 13 тысяч. То есть миллиарды дохода от туризма там и копейки здесь! Хотя с Китаем подписан соответствующий документ, касающийся содействия именно групповому туризму.
Если говорить о туризме как факторе развития, в том числе двустороннего экономического, в частности, инвестиционного, сотрудничества, то следует понимать, что без налаживания группового туризма из Китая в Украину солидных китайских инвестиций в нашу соответствующую инфраструктуру (дороги, аэропорты, гостиницы, рестораны и т.п.) не стоит ожидать. А потенциал реально большой. Например, взять т.н. красный туризм – идеологическая составляющая воспитания китайской молодежи, о которой очень тщательно заботится Компартия. И тем местам, которые связаны с коммунизмом, уделяется особое внимание. Китайское руководство, правда, не понимает и плохо воспринимает все, что относится к имплементации наших норм закона о декоммунизации. Собственно, декоммунизация – это наше дело. Интересных для китайцев в этом плане мест у нас хватает, поэтому стоит уделить внимание возможностям межрегионального сотрудничества. Тем более что в этой сфере есть, как раньше модно было говорить, огромные незадействованные резервы. Можно добиться выдающихся результатов, тогда китайские инвесторы придут сами и будут предлагать свои услуги. Это беспроигрышный вариант, но никто не прислушивается.
- Как думаете, какой политики следует придерживаться Президенту Владимиру Зеленскому?
- Очень и очень надеюсь на резкую активизацию двусторонних отношений с Китаем именно благодаря целенаправленной и взвешенной политике президента Владимира Зеленского, в частности через немедленные практические шаги по налаживанию прямых регулярных контактов с Председателем КНР Си Цзиньпином. Это даст мощный импульс всему процессу дальнейшего развития и углубления отношений стратегического партнерства Украины и КНР. Насколько мне известно, президент Зеленский еще перед инаугурацией принял посла Китая, позже была встреча с представителями китайских деловых кругов. Правда, кто там был – никто не знает, какие компании – не сообщается. Но подтверждено стремление реализовать большие, многомиллиардные инфраструктурные проекты с помощью китайской участия – это хорошо! Я надеюсь, что когда ситуация с «Мотор Сич» разрешится, нам станет ясно: будет либо очередной пятилетний период вакуума или же период развития формата стратегического партнерства.
- Следует ли ожидать кардинальной перезагрузки украинско-китайских отношений? И чем, по Вашему мнению, завершится скандал с компанией «Мотор Сич»?
- Данная ситуация, которую украинские СМИ квалифицируют как скандал, имеет соответствующую деловую и правовую составляющую. К тому же есть попытки определенных факторов правящих кругов США (уже бывших) повлиять на эту ситуацию с целью не допустить усиления обороноспособности Китая. Известно, что современного производства авиационных двигателей там нет, за дело взялись китайские частные деловые круги, которые и пошли на этот контракт с «Мотор Сич», которое также не является государственным предприятием. И здесь есть много вопросов к контракту в плане того, был ли он заключен в полном соответствии с нормами украинского законодательства.
Конечно, не дело государства контролировать каждый шаг частного бизнеса, но при условии, если соблюдены все нормы закона и если это не затрагивает интересов обороноспособности страны, прежде всего нашей. Разумеется, чем и с кем торговать – это наше дело, но в данной сфере мы должны учитывать и интересы наших партнеров, к тому же стратегических.
В принципе, мы можем говорить с китайцами о производственной кооперации в авиапроме, но достоверно, не путем покупки «Мотор Сич», здесь должна быть высказана четкая и недвусмысленная позиция соответствующих государственных органов. Необходимо, чтобы наше руководство говорило с руководством США и Китая. С Трампом наш президент уже общался. Ждем полноценного диалога Зеленского с Си Цзинпинем. Тем более что недавно Китай в лице своего посла в Украине Ду Вэя заявил, что КНР готова предоставить соответствующее содействие в урегулировании ситуации на Донбассе. Это означает, что Китай отходит от своей традиционной позиции невмешательства во внутренние дела других государств и демонстрирует тем самым свою решимость играть все более значительную роль в мировых делах. Тем более что у страны вторая в мире по мощности экономика, большой научно-технический потенциал и оправданные геополитические амбиции.
- Как журналисты могут способствовать улучшению отношений Украины и Китая?
- Нашим журналистам нужны тесные контакты с китайскими коллегами, надо продвигать правдивую информацию о ситуации в Украине, ее борьбе с коварным агрессором, о том, как действует власть, бизнес, как живет и к чему стремится народ. Такое впечатление, что российская пропаганда просто царит на информационном пространстве Китая. Действительно, наши китайские коллеги спрашивают иногда странные вещи, но можно это все повернуть в другую сторону и осуществить соответствующую экспансию нашей информации в Китай. Еще надо встречаться с китайскими представителями, публиковать новости, чтобы они знали, какая украинская позиция. Однако то, что Китай выразил готовность содействовать урегулированию ситуации в Донбассе (надеюсь, путем давления на Москву!) – это суперновость!
Еще одно мнение о влиянии украинских СМИ на двусторонние отношения с Поднебесной: чем больше журналисты будут интересоваться положением дел в контексте развития сотрудничества Украины и КНР в том или ином направлении, активностью наших властей по оживлению и углублению диалога с Китаем в сфере бизнеса, науки и образования, культуры и спорта, – на брифингах для СМИ, которые проводятся в Офисе Президента Украины, в Кабинете Министров Украины, в министерствах, ведомствах и других органах центральной исполнительной власти, в облгосадминистрациях и мэриях наших городов, – тем больше наши чиновники – слуги нашего народа будут уделять внимание этой тематике, вникать в проблемные вопросы, искать оптимальные варианты их решения, будут больше настроены на профессиональное продвижение и обеспечение наших национальных интересов в формате стратегического партнерства с Китаем!
Читайте також:
Керівники Української частини УКДР подякували послу КНР пана Ду Вею за плідну співпрацю
Сергій Кузяра: ситуація в енергетиці є драматичною та непередбачуваною
Представницька делегація Китайської частини УКДР завітала до Києва
Керівники УКДР взяли участь у Китайській виставці міжнародного імпорту
Другий Президент України Леонід Кучма зустрівся із делегацією китайських митців
Ігор Литвин взяв участь у дискусії щодо проблем відносин між Україною та Китаєм
Чжан Сяолун очолив Китайську частину Українсько-Китайської ділової ради
У Давосі підписано меморандум про співпрацю із китайскою Cedar Holdings Group